Псориаз является одним из важнейших дерматозов как по своей частоте, так и по множественности и распространенности своих элементов, а также и по упорству течения процесса.
Высыпной элемент псориаза типичен. При обычной его форме средней силы он является ярко-красным, ограниченным пятном, покрытым обильными, сухими, серебристыми, рыхло сидящими пластинчатыми чешуйками; пятно без инфильтрата и незудящее (рис. 1).
Последний признак, названный признаком Ауспица (Auspitz), на важность которого указали Гебра и Девержи (Devergie), был подробным образом изучен и разработан Дункан-Бюльклей (Duncan-Bulkley), а впоследствии и Броком. К этому вопросу я вернусь позднее.
Рис. 1. Псориаз монетовидный на запястье, участками на предплечья, с псoриатической артропатией кисти и пальцев.
Если всмотреться внимательно, то мы часто отмечаем, что пятна псориаза окружены бледным кольцом шириною от 4 до 8 миллиметров, кожа которого не изменена, но слегка обесцвечена; это кольцо было изучено Вороновым (Derm Woch. 82, 1926), считающим, что он представляет собою особую реакцию на псориаз. Пятна псориаза обычно за кругленные или овальные. Они могут быть самой разнообразной величины, начиная с точки или булавочной головки, капли воска, монеты до обширных бляшек, покрывающих целую область тела. Обычно высыпания одного и того же периода по размерам одноформенны, откуда и названия psoriasis punctata nummularis, en disques, en nappes и т. д., имеющие только описательное значение. Иногда высыпные элементы имеют вид псориатических колец, шириною от половины до одного сантиметра, окружающих ободком участок здоровой кожи, или остатков колец, лент, причудливо расположенных в виде арабесков: это psoriasis gyrata или figurata, носившее некогда неподходящее название „lepra vulgaris"; к этому надо прибавить еще разновидность в виде бляшек с резкими краями, приходящих в обратное развитие с центра.
Высыпание не сопровождается общими явлениями; псориаз зудит только у алкоголиков и у некоторых лиц с нервной конституцией.
Количество элементов варьирует до бесконечности — от нескольких изолированных пятен до нескольких сотен.
Рис. 2. Псориаз. Обычная локализация высыпания.
Высыпание начинается красными мелкими точками, белеющими при поскабливании, то в виде кепель, обладающих быстрым концентрическим ростом, достигающим того размера, который они в дальнейшем навсегда сохраняют, или же сразу в виде монетовидных пятен. При своей локализации типичный псориаз обнаруживает большую тенденцию к симметричному расположению назанимает преимущественно выступающие места (рис. 1), как наиболее подвергающиеся давлению и травме; самые большие пятна, самые типичные и наиболее упорные располагаются на локтях, на коленях, волосистой части головы и поясничной области (plaque sacree). Но в общем весь кожный покров может поражаться, включая лицо, ладони рук, подошвы ног, красную кайму губ и места перехода кожи в слизистую половых органов, за исключением настоящих слизистых оболочек вообще. „Psoriasis buccalis" старых авторов есть не что иное, как лейкоплазия.
На волосистой части головы, которая редко щадится процессом, а иногда является единственным местом поражения, пятна или псориатические бляшки характеризуются ясными границами, обилием белых или серых чешуек в виде щита или слюды, покрывающих красную, немокнущую поверхность. Замечательно, что волосы сохраняются; они сухи, прободают чешуйку, выдергиваются с трудом, в противоположность тому, что мы имеем при экзематидах или при паразитарных заболеваниях этой области.
Встречаются аномалии как со стороны самого высыпного элемента, так и со стороны его распределения и ряда видоизменений, зависящих от места поражения.
Пятна псориаза бывают иногда неясно очерчены, поверхностны, едва розоватые и покрыты чешуйками отрубевидного характера, малообильными, слегка желтоватыми. Этот ослабленный псориаз, наблюдающийся часто на лице и иногда на половых органах, нередко трудно отличим от экзематидов.
В исключительных случаях даже самое маленькое псориатическое пятно может иметь несколько инфильтрированное основание, плотное на ощупь, почти папулезного характера, - psoriasis inflitre. Эта модификация наблюдается по краю резко ограниченных пятен и на округлостях фигурно-расположенного псориаза. Пятна старого процесса - довольно крупные и выпуклые бляшки, всегда более или менее утолщены, иногда лихенизированы: psoriasis inveterata.
В некоторых областях, например на голенях, поверхность становится изредка шероховатой, папилломатозной. Зачастую старые и фигурно-расположенные бляшки покрываются кератозным щитом перламутрового оттенка, устрицеподобным, состоящим из наслоенных, плотно прилегающих друг к другу чешуек.
В других местах, особенно в суставных сгибах, псориаз иногда принимает характер очень красных бляшек, лишенных чешуек, или покрытых корочками или же обильно мокнущих подобно красной экземе; края их иногда бывают неправильными. Природа этого мокнущего чешуйчатаго лишая, или eczema psoriasis старых авторов, является спорной: имеем ли мы здесь дело с особой формой псориаза, или с экзематизированным чешуйчатым лишаем (хотя надо отметить, что кожа псориатиков вообще трудно поддается искусственной экзематизации), или же данный случай является псориазиформным экзематидом? Возможно, что существует ряд случаев, в отдельности оправдывающих каждое из этих трех предположений. Не редкость найти у такого больного типичные псориатические пятна на локтях и коленях.
Когда вопрос идет о настоящем псориазе почти с исключительной локализацией на сгибательных поверхностях, в области суставных складок в пахах, в подмышечных впадинах, также и на половых частях, нередко на ладонной и подошвенной поверхностях, то здесь он дает извращенный тип, известный под названием psoriasis interverti. Поражение принимает вид больших бляшек ярко-красного цвета, с блестящей и напряженной кожей. Эти случаи наблюдаются у диабетиков, при переутомлении, при интоксикации. Высыпь очень упорная и легко раздражается под влиянием всякого лечения.
При этой разновидности заболевания, реже чем при типичных формах, можно наблюдать вторичные эритродермии „типа герпетида", доброкачественного или злокачественного ; иногда можно приписать их вспышку применению плохо переносимых лекарственных веществ.
Локализации, заслуживающие названия psoriasis plantaris et palmaris , psoriasis ногтей и psoriasis universalis, будут описаны в других главах.
Существует одна клиническая форма, которую необходимо знать, так как она самая тяжелая, — это psoriasis arthropathia, хорошо изученная Бурдиллоном (Bourdillon).
Суставные поражения при псориазе составляют пять случаев на сто; этот расчет я считаю даже недостаточным, зачастую здесь дело идет об артральгиях, миальгиях, мелальгиях, сходных с нетипичным подострым суставным ревматизмом, в этих случаях мы имеем болезненный псориаз (psoriasis douloureux).
В ряде других случаев, иногда уже с момента первого высыпания, иногда же к концу ряда лет, мы наблюдаем прогрессивные артропатии, узловатые, костные или фиброзные, поражающие суставы нескольких пальцев, один или несколько крупных суставов, иногда целиком всю конечность и позвоночник, и ведущие к деформациям с анкилозом и сведением, чрезвычайно болезненным и калечащим больного. Как исключение наблюдали окостенение связок [Бело и Шаперон (Belot, Chaperon)].
Отличием этих артропатий от артропатий при обезображивающем полиартрите, с которыми они в конце концов имеют много общего, является, помимо совпадения их с моментом высыпания, то обстоятельство, что они поражают предпочтительно мужчин, молодого или зрелого возраста, что болезнь имеет прогрессивное течение и более быстрый темп развития, а также наличность гидартрозов, преобладание опухания суставов над их деформацией и наконец полное отсутствие какой бы то ни было правильности в распространении процесса; эти признаки свойственны также туберкулезному псевдоревматизму [Понее (Poncet)].
Psoriasis arthropathia, слишком часто встречающийся, чтобы быть простым совпадением, является, с точки зрения некоторых авторов, доказательством нервной природы заболевания, с точки зрения других [Одри, Педж, Гоше (Audry, Pedges, Gaucher)] — доказательством туберкулезной природы псориаза или некоторых его форм.
Автор статьи: врач-дерматолог Мак Владимир Федорович